Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Ее развитие имеет почти вековую историю.

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания пострадавшим первой медицинской помощи, о правилах поведения при воздушном на­падении.

Вторым этапом развития гражданской обороны (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. Советом народных комиссаров СССР 4 октября 1932 года было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО), предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО - начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий, а также Днем гражданской обороны России.

Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы войны успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения. Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна сделала в 1961 году. Была создана качественно новая система – Гражданская оборона, ставшая одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

Гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?

Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.

В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так, в число основных задач ГО вошло обеспечение устойчивой работы промышленности в военное время.

В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника.

Пятый этап развития гражданской обороны страны (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями системы ГО. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача в то время не стояла.

Седьмой этап развития системы ГО (август 1987 - декабрь 1991 г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.

На данном этапе на гражданскую оборону были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В связи с этим в 1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 году в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.

Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания. Благодаря успешному функционированию МЧС России и системы РСЧС сегодня в нашей стране обеспечивается полноценная гражданская оборона.


Размещена на сайте Главного управления МЧС России по РС(Я) – 24.01.2012г.

Если тщательно изучить сравнительно непродолжительный период человеческой истории, например, всего пять последних тысячелетий, то выяснится, что из них мир на планете царил в совокупности менее трех веков.

Угрозы жизни человечества

Пятнадцать тысяч войн пережило человечество, и в каждой из них гибли не только отважные (или не очень) солдаты, но и обычные люди, никогда не державшие в руках оружия, дети, женщины и старики. При этом такие смерти чаще всего оказывались случайными, если не считать случаев целенаправленного геноцида. Кроме войн, бывали землетрясения, наводнения, эпидемии, массовые голодные моры и прочие несчастья. Затем, по мере развития науки, техники и технологий, настал черед и

Все вместе губительные факторы за указанный период унесли 3,5 миллиарда человеческих жизней. После появления (сначала только химического) стало ясно, что цивилизация медленно, но верно движется по пути, указанному Томасом Мальтусом, успешно защищая планету от перенаселения путем самоистребления.

Каждая страна стремится к защите своего народа от губительных факторов, в этом и состоит его главная функция. В 1932 году началась история развития гражданской обороны нашей Родины. Эта структура была призвана минимизировать последствия нападения враждебных стран на СССР.

Гражданин, вы отравлены!

Учения по защите от воздействий химического оружия проходили и до 1932 года. Одно из них, способствовавшее бегству подпольного миллионера, описано в знаменитой книге «Золотой теленок» писателей И. Ильфа и Е. Петрова. Вероятным врагом Страны Советов в то время были все капиталистические государства, обладавшие определенным запасом химического оружия, поэтому противогазы учили надевать быстро всех, от детей до людей преклонных лет, да и изобретали их в разных вариантах, даже для животных. В тридцатые годы внешняя угроза конкретизировалась, она приобрела конкретные очертания в лице фашистов. История создания гражданской обороны ведет отсчет с 4 октября 1932 года, когда нацисты в Германии еще не пришли к власти. Было ясно, что главную опасность для мирного населения представляют воздушные силы вражеской армии, которые, несомненно, в случае войны будут бомбить города. Война в Испании, начавшаяся через четыре года, подтвердила эти опасения.

Предвоенные команды МПВО

Мероприятия гражданской обороны в первые годы осуществлял орган, называвшийся местной противовоздушной обороной (МПВО). В функции организации, подчинявшейся Наркомату обороны, входили разработка и проведение мероприятий, призванных уменьшить урон, наносимый ВВС противника в случае военных действий. Приданными ей личным составом и техническими средствами эта структура должна была оповестить население о воздушной тревоге, дать ей отбой, обеспечить надежные убежища, ликвидировать последствия атаки вражеских самолетов и оказать помощь пострадавшим. Органам высшей власти (СНК) было ясно, что силами только вооруженных сил эти задачи выполнить невозможно, и если агрессия произойдет, то у Красной Армии будет другая главная цель, - разгром врага. Поддержание производственного и экономического потенциала и сохранение жизней советских людей должно стать всенародным делом. Поэтому в план гражданской обороны входило использование как воинских частей МПВО, подчинявшихся окружному командованию РККА, так и добровольческих формирований. На предприятиях были созданы команды для защиты объектов, при каждом жилуправлении функционировала своя группа самозащиты.

В подчинении НКВД

Чем сложнее становилась международная обстановка, тем тщательнее производилась организация гражданской обороны. В структуру были вовлечены миллионы советских людей, на каждое крупное производственное подразделение или полтысячи жильцов района в городской или сельской местности приходилось 15 добровольцев. Они обучались всем необходимым навыкам оказания медицинской помощи, наблюдения за воздушным пространством, а также грамотной организации бомбоубежищ и охране общественного порядка.

О том, насколько важным вопросом была для руководства СССР организация гражданской обороны, красноречиво говорит тот факт, что ГУ МПВО с 1940 года подчинялось всесильному Наркомату внутренних дел СССР. Усилия партии и правительства дали результаты. К 1941 году каждое предприятие или колхоз Советского Союза, все города и районы имели конкретный план гражданской обороны, согласно которому в случае войны предстояло действовать. Были проведены многочисленные учения ГО. Созданы многочисленные службы, призванные совместно с органами власти обеспечить врачебную помощь раненым, бесперебойную работу транспорта, торговли, продовольственного снабжения населения, связи и многого другого.

Вскоре полученные навыки пригодились…

Война

С июня 1941 года фронт проходил не только по переднему краю. Тыл трудился, не щадя сил, чтобы дать Красной Армии все необходимое. Немецкое командование понимало важность каждой фабрики, каждого завода для обороны СССР. И посылало эскадрильи бомбовозов, стремясь нанести наибольший урон производству.

История гражданской обороны во время Великой Отечественной войны заслуживает отдельного исследования как уникальный случай мобилизации всех сил общества для защиты своей страны. Зажигательные бомбы на крышах гасили люди всех возрастов, за светомаскировкой следил каждый житель дома, а случаи паники были крайне редки даже в самые тяжелые дни. Бойцы МПВО смогли предотвратить более 30 тысяч аварий и катастроф на предприятиях народного хозяйства, обезвредить сотни тысяч бомб, потушить 90 тысяч пожаров, пережив тридцать тысяч авианалетов. Эти усилия, равнозначные массовому подвигу, внесли важный вклад в дело общей Победы. Гражданская оборона СССР продемонстрировала высокую эффективность, достойную восхищения.

Послевоенная гражданская оборона

Атомное оружие появилось в 1945 году. И сразу же было применено. Советский Союз не был готов к новой угрозе и не обладал необходимым количеством убежищ, способных выдержать ядерный взрыв. Экономика страны переживала серьезные трудности, связанные с восстановлением промышленного потенциала и сельского хозяйства после урона, нанесенного боевыми действиями и оккупацией значительной части территории. Тем не менее новая проблема вызвала ответные действия. История гражданской обороны послевоенных лет продолжила традиции, заложенные в 30-е годы.

Наиболее насущной проблема защиты населения стала в середине XX века, после расширения номенклатуры средств доставки. Ядерное оружие теперь могли нести не только стратегические бомбардировщики, но и ракеты, как наземного, так и мобильного базирования. История создания гражданской обороны в СССР официально начинается в 1961 году, именно тогда служба получила это название взамен МПВО. Переименование было вполне целесообразным по причине расширения перечня функций структуры. Предмет "ГО" преподается в средних и специальных учебных заведениях, в школах ученики получают необходимые знания на занятиях по В 70-х годах формируются мобильные подразделения для выполнения обязанностей по защите населения. В подмосковной Балашихе открывается училище, готовящее офицеров ГО.

Гражданская оборона в США

В пятидесятые годы наша наука совершила стремительный прорыв, обогнав другие страны, считавшие себя передовыми в технологическом отношении. Это выражалось не только в космических успехах СССР, но и в оборонной области. На вооружении советских ВВС появились реактивные и турбовинтовые бомбардировщики Ту-95 и Ту-16, способные добираться до самых удаленных целей с высокой скоростью. Но самым страшным оружием были межконтинентальные ракеты, и лидерство СССР в вопросе их строительства в то время сомнению не подлежало. Америка утратила заокеанскую неуязвимость, над небоскребами и фермами замаячил призрак ядерного «гриба». История гражданской обороны США началась именно в пятидесятые годы, и сразу же приобрела общенациональный характер. Территория страны была поделена на десять округов, в каждом по несколько штатов. Над городами завыли сирены учебных тревог, школьники учились быстро прятаться под партами и бежать в убежище. Появилась целая индустрия, производящая бункеры снабженные системами жизнеобеспечения для всех желающих. Следует отметить стремление американских «коллег» активно перенимать советский опыт, как организационный, так и технический. Во время количество убежищ в США превышало аналогичный показатель в СССР, в случае конфликта спастись людей там могло больше, но ущерб, нанесенный ядерным ударом, все равно оставался совершенно неприемлемым.

Израиль

Нет такой второй страны, у которой была бы столь драматичная история создания гражданской обороны. Кратко ее можно описать двумя словами: «спасти всех». К сожалению, это получается не всегда, но непрерывные обстрелы территории государства Израиль ракетами «Скад» и обычными снарядами «Града», а также многочисленные террористические акты могли бы вызвать намного большее число жертв среди мирных жителей, если бы не эффективные меры, направленные на их защиту. Эффективность службы ГО позволила министру гражданской обороны в 2012 году даже сделать заявление о предполагаемом числе жертв среди населения в случае полномасштабной войны с Ираном и организацией ХАМАС одновременно. По его словам, количество погибших не превысило бы полутысячи человек. Некоторые эксперты полагают, что слова Матана Вильнаи несколько преувеличивают возможности возглавляемого им министерства, но тот факт, что гражданская оборона населения в Израиле организована хорошо, очевиден. При этом никто в этой ближневосточной стране не отрицает использование советского опыта при налаживании всей инфраструктуры ГО.

В демократической России

История гражданской обороны России началась в 1991 году, одновременно с созданием всех организационных, властных и силовых структур нового государства. Управление ГО вошло в образованный Госкомитет по и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), через три года преобразованный в Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Гражданская оборона стала частью задач, поставленных перед структурой. Их круг оказался широким.

В него вошли в первую очередь борьба со стихийными и техногенными последствиями экологических катастроф и аварий и проведение НАВР (неотложных аварийно-восстановительных работ). Также МЧС занимается подготовкой зон затопления или заражения к вводу специализированных подразделений, санобработкой населения, техники, зданий и сооружений, пиротехническими работами, обеспечением мер по эвакуации из опасных зон и территорий, восстановлением нарушенных коммуникаций (дорог, аэродромов, линий электроснабжения и связи и пр.). Предусмотрены и другие мероприятия гражданской обороны. Свои функции в случае необходимости Министерство по чрезвычайным ситуациям выполняет совместно с частями Вооруженных сил Российской Федерации.

В сентябре 2011 года вышел Указ Президента, согласно которому МО поручалось создание специальных войсковых формирований с целью оказания помощи населению в районах бедствия.

В настоящее время МЧС представляет собой мощную организацию федерального уровня, имеющую в своем распоряжении самое современное оснащение. Техническое обеспечение разнообразно, у министерства есть даже собственная авиация, насчитывающая более полусотни летательных аппаратов, в числе которых есть и небольшие вертолеты, и огромные самолеты, оборудованные для тушения масштабных лесных пожаров, и летающие госпитали.

На всех континентах и дома

Новейшая история гражданской обороны России постоянно пополняется славными страницами. Спасатели профессионально действуют не только в пределах родной страны, но и за рубежом. Самолеты МЧС доставляли в разные регионы планеты. Спасительные грузы получали пострадавшие от землетрясений, ураганов, наводнений и других стихийных бедствий. Неоценимую помощь оказывали спасатели и тем, кто пострадал от военных действий. После ужасающего урагана «Катрина», причинившего множество бед в 2005 году, история гражданской обороны пополнилась уникальным фактом. Впервые за всю историю российские спасатели действовали на территории США, оказывая помощь населению. Гуманитарные грузы были доставлены в Америку и тогда, когда разбушевалась «Сэнди» (2012), и во время торнадо, обрушившегося на Оклахому (2013).

Разумеется, и другие страны могут рассчитывать на помощь российских спасателей. Но главный приоритет нашей системы гражданской обороны - защита жизней и здоровья собственных сограждан. Среди операций, проведенных за последние два десятилетия, можно перечислить и действия в Чечне, и работу по ликвидации эпидемии чумы в Туве, и борьбу с терроризмом в Москве и других городах. А еще были авиакатастрофы, и пожар в Останкино, и и взрывы в метро. И наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке. Сотни специалистов ликвидировали последствия катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. А сегодня гуманитарные конвои идут в Луганскую и Донецкую области.

Все трудно перечислить. И везде на переднем крае - спасатели МЧС, наследники славы МПВО и войск гражданской обороны.

Введение

Обучение по гражданской обороне (ГО), является всеобщим для всех граждан России. Недавние события в Косово, и сегодняшние события, происходящие в Украине еще раз доказывают, то что никто в наше время не застрахован от нападения. Поэтому вопрос обучения населения по гражданской обороне актуален и по сей день.

В своей работе я раскрою тему: "Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны", а так же расскажу о её истории создания, предназначении и задачах по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или в вследствие их; так же раскрою вопросы об организации управления гражданской обороной, о структуре и органах управления.

Обучение населения защите от воздействия оружия массового поражения и других средств нападения противника - одна из основных задач Гражданской обороны Российской Федерации. Оно организуется и проводится на основании указаний старших начальников ГО и их штабов, а также указаний и решений местных партийных и советских органов по вопросам ГО.

История создания и развития ГО в СССР и РФ

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство - на начальника ГО - заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности - сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • · Ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • · Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • · Проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • · Проведение пиротехнических работ;
  • · Участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • · Участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (с 1994 - МЧС) России.

Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР

  • 1940--1949 -- В. В. Осокин -- генерал-лейтенант,
  • 1949--1959 -- И. С. Шередега -- генерал-лейтенант.

Начальники ГО СССР

  • 1961--1972 -- В. И. Чуйков -- Маршал Советского Союза,
  • 1972--1986 -- А. Т. Алтунин -- генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986--1991 -- В. Л. Говоров -- генерал армии,
  • 1991--1991 -- Б. Е. Пьянков -- генерал-полковник.

Начальники (Руководители) ГО России

Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации - Медведев Д.А.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости - с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо - спасательные воинские формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15000 человек. В 2012 году - 18000 человек.

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.
В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года , когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника. Некоторые меры нам сейчас покажутся наивными, например, совет затыкать окна подушками при газовой атаке, но в целом система защиты населения была продуманной и логичной.
4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР
(МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР.
Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысяч женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе МПВО.
В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы - заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. Существовала серьезная угроза применения химического оружия и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача - разминирование полей и сооружений.
После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва - за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР. Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, участки метрополитена, сооружения канализации и электроснабжения.
В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных мировой истории. Полученный силами МПВО опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.
В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения.
В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система - Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.
Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу. Ее предназначение четко обозначило временные границы использования гражданской обороны - на случай применения ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия. Чем можно объяснить такое отставание от перспектив потенциального назначения гражданской обороны? Ведь мы уже знаем, что Женевская конвенция 1949 года признавала за гражданской обороной защиту населения, в том числе и от бедствий только в военное время. По всей видимости, причину этому можно найти в следующем:
между ведущими странами мира и противоборствующими военными блоками (НАТО и Варшавский договор) существовало недоверие, сложившийся мир переходил в состояние холодной войны;
каждая из ведущих стран этих блоков уже имела оружие массового поражения и средства их доставки;
гражданская оборона входила в государственную структуру уже многих ведущих стран как необходимая часть обороны, как одно из преимуществ по отношению к другим странам;
геофизические явления планеты и биосфера еще не были включены в системы средств борьбы;
успехи оборонительного мышления советских руководителей, проявленные в годы Великой Отечественной войны, продолжали властвовать над руководителями 60-х годов как результат наиболее перспективного мышления и испытанной методологии;
в стратегическом плане перед гражданской обороной стояла задача совместно с системой активной противоздушной обороны страны противостоять в будущей войне концепции «неприемлемого ущерба», смысл которой заключался в том, что для нанесения поражения противнику в ядерной войне достаточно уничтожить 25-30 % его населения и 50-70 % производственных мощностей, сконцентрированных в наиболее крупных городах.
Гражданская оборона развивалась. В ходе преобразований 1961-1972 годов стало заметно, что она превратилась в самостоятельную государственную службу. Министерство обороны фактически устранилось от участия в делах гражданской обороны. Назревала необходимость принятия закона о гражданской обороне и переведении ее в самостоятельную структуру с сохранением снабжения частей гражданской обороны через военные округа. Министерство обороны было за такой подход, однако ЦК КПСС считало целесообразным включить Гражданскую оборону в состав Министерства обороны. Так и было сделано. В начале 1970-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000-5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлетное время (10-12 минут) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия. Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения в деятельность Гражданской обороны СССР.
Однако история дальнейшего развития гражданской обороны показывала необходимость применения сил ГО для борьбы с последствиями стихийных бедствий. Лесные и торфяные пожары, охватившие Подмосковье летом 1972 года, заставили серьезно задуматься над местом и ролью системы ГО в мирное время. Сама жизнь начала поворачивать гражданскую оборону от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Массовые лесные пожары, стихийные бедствия, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость принятия решений на государственном уровне, которыми бы уточнялись задачи ГО на мирное время. Начало работ в этом направлении датируется 1974 годом, когда правительство принимает постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований ГО» и получает развитие в постановлении 1978 года - «О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий и других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов». Но проблема состояла в том, что существующие формирования были не готовы к эффективному ведению борьбы со стихией.
К концу 1980-х годов ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что у многих людей сложилось легковесное отношение и в какой-то мере недоверие к мероприятиям гражданской обороны. Основа для этого была. Гражданская оборона не гарантировала, да и не могла гарантировать абсолютную защиту населения от современных средств поражения и в то же время стояла в какой-то степени в стороне от потребностей жизни мирного времени. Не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали расширения задач, решаемых гражданской обороной в мирное время. Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Опыт этой аварии показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач. Более того, речь зашла не только об участии сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о переводе задач по предупреждению и ликвидации ЧС из ранга второстепенных в ранг приоритетных. 30 июля 1987 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Но не только с аварией на ЧАЭС следует связывать коренную перестройку системы ГО. Ускорение темпов и масштабов научно-технической и производственной деятельности в современных условиях связано с возрастающим использованием в производстве сложных технологий и технических систем. Резко увеличиваются объемы производства новой, опасной продукции. Ежегодно на рынок стало поступать около тысячи новых химических продуктов, перевозиться 4 млн. тонн опасных материалов, а также образовывалось примерно 290 млн. тонн отраслевых промышленных отходов. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты концентрируются. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывалось, транспортировалось, хранилось и использовалось около 10 млрд. т условного топлива. Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым. Происходит изменение шкалы ценностей, причем все явственней обнаруживается приоритет гуманистических и социальных целей. Если раньше говорили о гражданской обороне как об одном из важнейших стратегических факторов обороноспособности страны, то в начале перестройки стали говорить и о социальной направленности ее задач, их гуманном характере. При этом следует иметь в виду, что гражданская оборона одновременно практически готовит себя к действиям в условиях войны.
Кроме того, новая задача потребовала осуществления и ряда конкретных мероприятий. Прежде всего тех, которые должны быть ориентированы на повышение ее готовности в условиях мирного времени. Так, одним из важнейших решений того времени было иметь в штабах ГО два оперативных плана гражданской обороны: план ГО на военное время и отдельно план ГО мирного времени на случай возможных ЧС, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Штабы ГО областей (краев, АССР), на территории которых размещены атомные, химические и другие потенциально опасные объекты, должны были иметь такую организационно-штатную структуру, которая обеспечивала бы эффективное выполнение задач и исключала бы необходимость ее перестройки при возникновении ЧС. Предполагалось изменить порядок оповещения. Звук сирены теперь должен означать сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ». По этому сигналу жители соответствующих районов включают телевизоры, радиоприемники и получают по ним речевую информацию по чрезвычайной ситуации, в том числе конкретные сведения о своих действиях. Менялся характер эвакуации. В мирное время она стала иметь большое разнообразие форм и методов. Теперь она может проводиться заблаговременно при угрозе аварий, катастроф и стихийных бедствий, экстренно в ходе ЧС и после них. Накопленный фонд защитных сооружений должен использоваться в повседневной обстановке в народно-хозяйственных целях (под пункты управления, склады, производственные помещения, учреждения соцкультбыта, классы и т.д.). Предполагалось изменить принцип создания защитных сооружений. Вместо строительства защитных сооружений, приспосабливаемых под народнохозяйственные цели, необходимо возводить сооружения подземного пространства городов, приспосабливаемых под защитные сооружения.
Радиационная и химическая защита в части защиты населения должна была осуществляться путем обеспечения соответствующих категорий населения средствами индивидуальной защиты, своевременным использованием последних и внедрением режимов радиационной защиты. В отличие от военного времени в мирное время эти средства необходимо максимально приблизить к населению. На радиационных и химически опасных объектах и объектах, находящихся в зонах возможного заражения, средства защиты должны находиться непосредственно на рабочих местах персонала. В жилых районах, попадающих в зоны возможного заражения, средства защиты должны храниться в квартирах населения. С этой целью следует указанные средства или продавать населению, или обеспечить его ими за счет близлежащих потенциально опасных объектов либо бюджетов местных органов. В предшествующие годы силы ГО создавались, технически оснащались и готовились в основном к решению задач военного времени и только часть из них содержалась в повышенной готовности на случай внезапного нападения противника. На данном этапе уже значительная часть сил содержалась в состоянии реальной постоянной готовности к действиям в ЧС мирного времени. Таким образом, небольшой перечень примеров предполагаемых и отчасти исполняемых преобразований в системе ГО достаточно ярко показывает, что вопросы реформирования ГО являются не только внутренней, а общегосударственной и общенародной задачей. Эти вопросы затрагивают государственные и общественные устои. Более того, много инициатив идет снизу. После землетрясения в г. Спитаке (Армения, 1988) на местах стали создаваться добровольные и штатные подразделения спасателей. Все эти спасательные формирования, создаваемые в инициативном порядке, были объединены в единую Союзную Ассоциацию спасателей. Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета министров СССР от 30 ноября 1990 года № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР». Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.
Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
В 1993 году был сделан важнейший шаг по совершенствованию гражданской обороны страны, повышению её боеготовности. В этих целях Советом Министров -Правительством Российской Федерации 1 марта 1993 г. были приняты важные постановления по вопросам, имеющим непосредственное отношение к гражданской обороне: «Об укомплектовании войск гражданской обороны Российской Федерации», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров -Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.
Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.
В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.
Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Так, когда в ноябре 2005 года в китайской провинции Цзилинь произошла серия взрывов на химической фабрике, в результате которых в реку Сунгари вылилось около 100 тонн опасных веществ (в основном, бензола и нитробензола) и 16 декабря пятно достигло Амура, для выполнения задач мониторинга была мобилизована практически вся сеть наблюдения и лабораторного контроля Хабаровского края. В первую очередь, были задействованы наиболее универсальные лаборатории «Водоканала», «ХабЭнерго» и ДВО РАН. С целью недопущения трансграничного переноса опасных химических веществ к водозаборам поселений и главному водозабору питьевого водоснабжения Хабаровска были развернуты гидротехнические работы. Для этого совместно с китайскими специалистами была перекрыта дамбой протока Казакевичева, что исключило попадание загрязненных вод в Амурскую протоку и далее - на водозаборы Хабаровска. Была также перекрыта протока Пензенская и чистые амурские воды пошли ближе к Хабаровску и разбавили загрязненные. Все водозаборы Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска и Николаевска-на-Амуре были переведены на работу на активированном угле. Технологии и оборудование очистных сооружений хабаровского «Водоканала» были подготовлены для нейтрализации нитробензолов при уровнях от двух ПДК. В дальнейшем превышения концентрации опасных веществ не зафиксировано, ггитьевая вода в системах водоснабжения отвечала санитарным нормам.
В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.
Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию гражданской обороны позволила в августе 2008 года силами гражданской обороны эффективно осуществить гуманитарную операцию по оказанию помощи населению Южной Осетии, пострадавшему от агрессии Грузии. В результате из зоны конфликта было эвакуировано более 37 тыс. человек, были развернуты стационарные пункты временного размещения на шесть тысяч человек. Для оказания помощи пострадавшим в зону конфликта в течение трех первых суток было доставлено 11500 тонн гуманитарного груза.
В период жаркого лета 2010 года силы гражданской обороны, включая спасательные воинские формирования, приняли непосредственное участие в ликвидации крупных природных и лесных пожаров, показав на практике свои возможности по эффективному выполнению поставленных задач.
В марте 2011 года в связи со сложной обстановкой на японских АЭС, включая аварию на «Фукусиме», была развернута сеть наблюдения и лабораторного контроля для ведения мониторинга радиационной обстановки на Дальнем Востоке.
В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.
В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.
В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой - организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.


Российский Государственный университет

инновационных технологий и предпринимательства

Пензенский филиал

Кафедра Защита в ЧС

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Радиационная химическая защита»

на тему: « История создания Гражданской обороны»

Выполнил: ст- т

группы 08вЗ4 Фрик А.В.

Проверил:

Стульников А.А.

План

ВВЕДЕНИЕ

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.

Местная противовоздушая оборона (МПВО) 1941-1945 гг.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.

МЧС и Гражданская оборона (современный период)

Гражданская оборона: взгляд в будущее

Факторы, влияющие на развитие РСЧС и ГО.

ГО третьего тысячелетия

Заключение

Введение

Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Как самостоятельная система по обеспечению безопасности территории и населения в мирное и военное время, гражданская оборона начинает свою историю с января 1992 г. Именно в этом году она была выведена из структуры Министерства обороны РФ, Вооруженных сил России и объединена с созданным в декабре 1991 г. государственным комитетом РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1994 г. ГКЧС России был преобразован в МЧС России. На сегодняшний день деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В данной работе в соответствии с нормативно-правовыми актами будут раскрыты понятие, основные задачи, содержание сил и средств, направленных на решение поставленных задач и организационное построение гражданской обороны, а также роль и задачи ОВД в обеспечении безопасности при ведении военных действий или вследствие этих действий и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

История российской гражданской обороны

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.

Впервые возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны 1914 -1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны, опирающихся на мирное население городов.

В Советском Союзе фундамент гражданской обороны - до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) - начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией.

Март 1918 года считается началом пути Гражданской обороны в нашей стране. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.

К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское правительство, начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.

В 1925 г. СНК СССР издал постановление «О мерах противо-воздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе». В пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, предписывалось в ходе Нового строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народного хозяйства.

В следующем году Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление, обязывающее проведение мероприятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты.

В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было издано постановление «Об организаций воздушно- химической обороны территории Союза ССР». Согласно этому постановлению территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами- пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал Наркомат по военным и морским делам создать специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.

В утвержденном в 1928 г. Наркомом по военным и морским делам первом Положении о противовоздушной обороне СССР было записано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимость организации обучения населения защите от воздушного и химического нападения. Выполнением этой задачи занимались главным образом Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП), они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушной обороны.

Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Более 3,5 миллиона человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения.

Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране к 1932 г, были созданы. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования, общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.

Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.

Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным, и морским делам (с 1934 г. - Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов - их командованием.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы - воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах -участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях -группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100-300 рабочих и служащих - на предприятиях и в учреждениях и от 200-500 человек жителей -при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения - через учебную сеть общественных оборонных организаций.

С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частности были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе доб-ровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.

В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) -для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО)-для школьников. Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилению местной противо-воздушной обороны в этих городах, в частности непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти-Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти; в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.

В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

Местная противовоздушая оборона (МПВО) 1941-1945 гг.

22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устранялись.

Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были, овладеть необходимыми знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина, от 3 июля 1941 г., в которой указывалось на необходимость немедленно «...наладить местную противовоздушную оборону».

МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно- противохимических воинских частей значительно возросло.

Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.

Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и Ведомствах - на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства.

Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.

Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.

Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.

С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.

Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время. Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества.

Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:
бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации;
прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете.

О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты:
в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств; в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек. Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.
Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации.
12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. Однако жизнь показала, что она не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер. Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СССР

Гражданская оборона (ГО)(название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.

Они работают под руководством соответствующих советских органов, вышестоящих КЧС, а также правительственных (государственных) комиссий, создаваемых для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных аварий (катастроф) или стихийных бедствий.

Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Организационная структура ГО СССР определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время, и задачами, возложенными; на нее.

Вся практическая деятельность ГО в республиках, краях, городах, районах и на объектах народного хозяйства осуществляется под руководством исполкомов Советов народных депутатов, а также органов военного управления. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

ГО организуется по территориально- производственному принципу.
Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационно входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том. что ГО объектов народного хозяйства организационно входит также в структуру ГО соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ТО в этих учреждениях.

ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны.
Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

ГО в СССР является не только частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, но и всенародным делом. Каждый советский гражданин обязан активно участвовать в проведении мероприятий ГО.

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.

Гражданская оборона с декабря 1991 г. по настоящее время

Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных формирований России.

17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей. 28 апреля заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.

В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.

19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К. Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.

Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).
и т.д.................